Климатический секрет старых картин

Опубликовано: , В искусстве

“Голубая Риги. Восход” Уильям ТернерКлимат на картинах: Каспар Давид Фридрих. Вид на гавань

Климатический секрет старых картин

Все мы привыкли видеть ярко-красные закаты. Это явление природы на старых пейзажах может выглядеть несколько бледно, но не всегда. Анализ сотен произведений искусства показал, что мастера тех лет были неосознанными летописцами климата. Климат на картинах отчетливо виден.

Британский художник Уильям Тернер говорил о том, что он своими работами хотел передать, на что были похожи те или иные области. И это ему прекрасно удалось. Группа ученых во главе с физиком Христофом Зерефосом из Национальной обсерватории в Афинах исследовала пейзажи за последние пять веков. Они сравнивали их с данными об около 50 крупных извержениях вулканов. В результате исследователи пришли к выводу, что художники отлично их запечатлели. В качестве примера можно привести полотно Каспара Давида Фридриха «Вид на гавань», относящееся к 1815–1816 годам. На нем небо не совсем типично окрашено, что связано с извержением вулкана Тамбора в 1815 году, которое изменило воздух во всем мире.

А на полотне Уильяма Тернера «Озеро Петуорт. Закат» 1828 года заход солнца выглядит бледным, картина же «Закат» 1833 года отличается ярким оранжевым цветом. Ученые объяснили это не тем, что художник решил внезапно сменить манеру письма, а извержением филиппинского вулкана Бабуян Кларо в 1831 году. Облака его пепла изменили интенсивность света на планете. Получается, что в моменты пылевого загрязнения атмосферы художники использовали более яркие краски на полотнах.

Без сомнения, подобные выводы ученых можно назвать весьма интересными, но они требуют дальнейшего изучения и подтверждения выводов.

Ошибки в статье