В инновационном бизнесе объединяются различные стили поведения, убеждения и подходы, характерные для каждой команды. И подобная культура всегда определяет те границы, в которых организация готова принять процессы и методики, утверждаемые руководством.
Наибольшее влияние на организационную культуру обычно оказывает руководитель, и если вы выступаете в данной роли, вам необходимо добиться того, чтобы эта культура соответствовала вашим целям. Попросите генерального директора или топ-менеджера «ввести мяч в игру» на вашем тематическом рабочем семинаре, посвященном инновациям, сделайте так, чтобы руководители организации знали и признавали лучшую идею каждого месяца или квартала, поощряя отличившихся наградами или устной благодарностью. Простые и понятные для всех поощрения подобного рода могут оказать очень сильное влияние на инновационный климат в организации, побуждая коллектив признавать и поддерживать ваши усилия. То, каким образом руководители и эксперты реагируют на новые идеи, либо побуждает работников участвовать в инновационной деятельности, либо отталкивает от нее. Позвольте сотрудникам совершать некоторое количество ошибок. Как бы вы ни хотели разобраться в том, что и почему привело проект к провалу, никогда не создавайте атмосферу страха за просчеты и ошибки.
Пример
Один из ведущих производителей авто разработал специальную методику, нацеленную на поддержку непрерывного поиска нового и постоянного совершенствования – «Планируй — Выполняй — Проверяй — Действуй». Смысл ее в том, что людей обучают планировать свои действия, выполнять намеченное, проверять эффективность результата и действовать – исправлять любые недочеты и ошибки, которые могут возникнуть в процессе работы. К несчастью, спустя полгода сотрудники компании стали замечать, что инновационные идеи, нацеленные на постоянное совершенствование, начали засыхать на корню, и поэтому переименовали методику. Когда людей спрашивали, что означает эта аббревиатура, они отвечали: «Планируй — Выполняй — Проверяй — Действуй». Вероятно, менеджеры компании не сумели создать культуру, толерантную к производственным ошибкам и просчетам.
Творчески подойдите к системе наград и поощрений. В одной организации главный менеджер был счастлив платить по 150 фунтов стерлингов за каждую инновационную идею, которая приводила к заметному повышению эффективности труда. Поначалу это было весьма популярно, однако постепенно поток идей стал иссякать, потому что люди стали терять интерес. Затем схему действий изменил некий менеджер с нестандартным мышлением: сотрудники по-прежнему получали по 150 фунтов за ценные идеи, но было поставлено условие – тратить выдаваемые деньги наличное развитие и разнообразные увлечения. Одни занялись парашютным спортом, другие увлеклись танцами, третьи, возможно, принялись учить иностранные языки. Затраты для бизнеса не выросли, зато разговоры в буфете фирмы наполнились живыми картинками и новым энтузиазмом, а процесс притока инновационных предложений активизировался.
Позаботьтесь также и о том, чтобы навести коммуникационные мосты и доводить до сотрудников простые и ясные сообщения, которые должны представлять собой нечто большее, чем рекламные слоганы.
Обратите внимание на следующие формы работы:
- фокус-группы целевых потребителей;
- маркетинговые отчеты и материалы, обращенные к широкой профессиональной аудитории;
- еженедельные производственные совещания с повесткой дня, в которой главное место отводится разговору об инновациях;
- регулярные совещания рабочих групп по проектам, нацеленные на прорывную работу таким образом, чтобы побудить людей определить, что именно заметно повысит эффективность их труда.
Ключ к успеху в данной области – постоянно создавать и доводить до сотрудников выверенные ориентиры, которые будут направлять сотрудников в их повседневной деятельности во всех подразделениях организации.