IceCube собирает космический «урожай» в Антарктиде

Обсерватория IceCube

IceCube собирает космический «урожай» в Антарктиде

Нейтринная обсерватория IceCube расположенная в Антарктиде, наконец-то собрала первый «урожай». За два года наблюдений она зафиксировала примерно тридцать нейтрино крайне высоких энергий, источники которых расположены за пределами Солнечной системы. По словам научного руководителя проекта Фрэнсиса Хэлзена из университета Висконсин-Мэдисон, данный факт является первым указанием на существование нейтрино высоких энергий, которые летят извне Солнечной системы. И их энергия в миллионы раз превосходит те нейтрино, что в 1987 году были порождены вспышкой в сверхновой в Большом Магеллановом облаке. Открытие можно смело считать зарей новой эры в астрономии.

Напомним, что нейтрино возникают во время ядерных реакций. Они перемещаются в пространстве со скоростями, которые близки к скорости света, и способны легко проходить сквозь любую материю. С другими частицами они взаимодействуют крайне редко, из-за чего их весьма сложно обнаружить.

Что касается нейтринной обсерватории IceCube, то пока она является самой большой обсерваторией в мире, предназначенной специально для изучения потоков нейтрино и мюонов космического происхождения. Ее детектор был создан для обнаружения основных источников нейтрино в космосе.

Известно, что обсерватория смогла зафиксировать нейтрино, энергии которых составили более тридцати тераэлектронвольт. Для сравнения отметим, что протоны в Большой адроном коллайдере могут ускоряться до энергий не выше четырех тераэлектронвольт. Зафиксированные обсерваторией нейтрино не могли быть порождены ни Солнцем, ни реакциями в атмосфере, а значит – их источник находится за пределами солнечной системы.