Ученые смогли выяснить, какие отделы мозга активируются при чтении и письме, то есть — при тех навыках, которые человечество приобрело недавно и которые не могли привести к физическим изменениям в организации коры.
Чтобы выяснить, какие отделы мозга отвечают за чтение, ученые работали с 63 добровольцами. 31 из них научился читать в детстве, 22 — во взрослом возрасте, а 10 были неграмотными. Во время эксперимента при помощи метода функционального магниторезонансного исследования ученые фиксировали активность мозга добровольцев в процессе чтения. В случае с неграмотными — фиксировали активность мозга при просмотре ими букв. В итоге, исследователи выяснили, что за навыки чтения отвечают определенные регионы затылочной и височной долей левого полушария. Как уже известно, эти же регионы задействованы при речи, при распознавании лиц. Еще одна особенность, которая была установлена учеными, это то, что характерный для грамотных людей рисунок активации нейронов не зависит от того, в каком возрасте человек научился читать.
Исследователи пришли к выводу, что чтение конкурирует с другими навыками за нейроны. Они еще не проверяли, на самом ли деле грамотные люди хуже неграмотных распознают лица. Однако уже предположили, что разница не будет существенной, потому что мозг человека отличается большой гибкостью.