Эксперты считают, что они смогли узнать, как голландский художник творил автопортреты. Новый анализ показывает, что для написания собственных портретов Рембрандт использовал оптические проекции на основе системы зеркал и линз.
Два британских исследователя, преподаватель в школе искусств Фрэнсис О’Нилл (Francis O’Neill) и физик София Палаццо Конер (Sofia Palazzo Corner), нашли способ, по которому установка плоских и кривых зеркал или обычного зеркала и нескольких линз, позволяет воссоздать перспективы, пропорции и освещение, которое можно увидеть на портретах Рембрандта XVII века. Ученые считают, что проведенные опыты, имеющаяся современная литература, а также опыт других художников подтверждают теорию специалистов о том, что Рембрандт использовал сложные оптические системы для создания своих работ. Эксперты сообщили, что они продолжили работать над темой, поднятой в 2001 году британским художником Дэвидом Хокни и американским физиком Чарльзом Фалько, которые высказали предположение, что Рембрандт и его современники могли использовать оптические инструменты для точного захвата деталей и сохранением пропорций, например, они могли применять камеру-обскура.
О’Нилл объясняет, что рисовать собственный портрет, используя при этом только обычное зеркало, очень тяжело, потому что оно не передает должный объем. Историки не поддерживают ученых и указывают на то, что в исторических записях нет никаких упоминаний о том, что Рембрандт применял оптические системы. О’Нилл это объясняет тем, что художники держали свои методы в тайне.