И это, без преувеличения, так и есть. И, по мере моего рассказа, вы поймете, почему новый год оказался таким.
Новый год во Вьетнаме отмечали в этот раз в ночь с 30 на 31 января. Готовиться к нему, как заведено, начали за месяц, а кто-то – копил деньги и весь год. Все это время в магазинах можно было купить подарочные наборы, состоящие из конфет, печенья и других сладостей. А еще – все это время в магазинах и на улицах было не протолкнуться от тех, кто желал приобрести угощения и одежду для праздника. Тогда казалось, что и трафик страшный на дороге, и людей повсюду много. Кстати, сладости, фрукты и напитки вьетнамцы сначала ставят на свои домашние алтари, посвященные буддистским божествам, где те стоят несколько дней. Только после этого они все это едят, пьют и угощают всех вокруг лакомствами.
Мы вовсе не собирались как-то отмечать этот день, потому что, даже находясь в другой стране, все равно празднуем свои, русские, даты. Потом нам сказали, что в Фантьете (находится в двадцати километрах от Муй Не, того населенного пункта, где и живу сейчас) будет фейерверк в 12 ночи. В прошлом году пропустили его, поэтому решили исправить ситуацию. Сразу замечу, что фейерверк для вьетнамцев зрелище исключительное и удивительное, потому что видят они его только по большим праздникам. В розничной продаже пиротехнику найти невозможно, так как она находится под строжайшим государственным запретом.
Когда собирались выезжать, во двор заглянул Тюм (тот человек, у которого арендуем жилье). И мы радостные сообщили, что едем смотреть на красоту в Фантьет. В ответ услышал: «О! Many people!» И эти слова полностью не отразили то, что нас ждало.
До Фантьета доехали спокойно, людей на дороге почти не было, но при подъезде к мостам, где и можно было все увидеть, попали в пробку из тысяч людей. На фото, которые прикреплены к рассказу, попыталась отразить масштабы, но слишком светить техникой не стала. В итоге, мотоцикл оставили рядом с магазином, тщательно заблокировав его, и пошли пешком к мосту, с трудом протискиваясь сквозь толпу и огромное количество мотобайков (так здесь называют мопеды). Кстати, здесь находить путь сквозь скопление людей проще: идешь, улыбаешься, тебе в ответ тоже улыбаются, немного отодвигают технику, чтобы пропустить. Плюс – для них люди европейской наружности, которые делают что-то странное на их взгляд, служат дополнительным развлечением. И даже обижаться на это не хочется, потому что все по-доброму происходит.
Когда нашли свободное место у моста, оказалось, что там было еще несколько русских, которые рискнули выбраться из отелей и домов и посмотреть на красивое зрелище. Начался фейерверк с гула сирены (вообще не представляю, для чего она используется, поэтому не буду вводить в заблуждение) и продолжался минут двадцать, а то и все тридцать. Без особых изысков и рисунков на ночном небе, но все равно – это был первый фейерверк во Вьетнаме, который я видела, а потому – он мне понравился. Было ощущение праздника, чего-то нового. Кстати, в толпе вьетнамцев не было пьяных, тех, кто громко и безобразно кричал, мешал другим. Все было культурно и без особого шума. Каждый, казалось, старался вобрать в себя момент полностью.
А потом – мы отправились домой. Сначала шли пешком по обочинам до магазина, потом – пересекли улицу с уже двигавшимися мотобайками, а затем – поехали в Муй Не. Путь был сложный, так как все ехали домой. Но добрались мы без приключений и аварий, полностью довольные тем, что увидели и пережили.
Chuc Mung Nam Moi, наши дорогие читатели! В переводе с вьетнамского этого означает «С новым годом!»
На видео можно увидеть толпы людей, которые возвращаются домой после фейерверка.