X

Советские комедии: институт добра против смеха сквозь слезы

Советский Союз был могучей державой, которая была первой практически во всем. Первый запущенный на орбиту спутник, лучшие для своего времени автомобили, первая женщина в космосе, огромный уровень ВВП и лучшие военные разработки – это все заслуги Советского Союза.

Отдельного обсуждения заслуживают советские фильмы и советское кино. Подавляющим большинством критиков с мировым именем кинематограф СССР был признан лучшим, а большая часть снимавшихся в этих фильмах актеров получила всемирную известность. Фильмов тогда снималось достаточно мало, но каждый из них был на вес золота.

Словно в противовес этому внушающему гордость и уважение факту, современный российский кинематограф ежегодно выпускает более десятка премьер, большая часть среди которых удостаивается крайне низких оценок как среди зрительской аудитории, так и среди компетентных критиков. Что стало тому виной? Бюджет всемирно известной картины «Семнадцать мгновений весны» в десятки раз меньше, чем практически у любого современного фильма, но ее смотрят и выпускают в эфир и по сей день – а о нашумевшей премьере с готовностью забывают через пару месяцев. Чем отличается культовое советское кино от ярких и дорогих фильмов-однодневок российского производства?

Проще всего разобрать сложившуюся ситуацию на примере комедий. Цикл фильмов о приключениях Шурика, отснятый в Советском Союзе, смотрят по всему миру, а «Самый лучший фильм» был встречен шквалом критики не в самых лестных выражениях. Вопрос остается открытым – почему получается так, что старые (старше, чем некоторые зрители) кинофильмы оказались лучше, чем злободневная современная картина, повествующая о вполне распространенных в современности явлениях, отснятая со множеством спецэффектов и заключающая в себе массу соленых шуток?

В «Приключениях Шурика» (если взять эти фильмы за пример) нет ни красивых спецэффектов, ни особо захватывающих сюжетов, ни особого юмора – однако они заставляют людей смеяться. Постановка сюжета и происходящее на экране описывает некую проблему житейского характера (например, грубияна Федю, не уступившего место в автобусе и попавшего из-за этого в неприятную ситуацию, или спешную подготовку к экзамену без конспектов). Фильм привлекает к себе внимание без каких-либо спецэффектов и без компьютерной обработки, и даже отсутствие ярко выраженного юмора делает его крайне веселым и добрым. Естественно, концовка мотивирует зрителя на совершение добрых поступков – а асоциальные элементы и неправедно живущие люди по сценарию шутливо и без переборов наказываются, становясь на путь исправления.

Что можно увидеть в современных российских комедиях? Главные герои сами попадают в неприятные ситуации из-за чрезмерной тяги к алкоголю (или наркотикам – как в «Самом лучшем фильме»). Их поступки не учат зрителя ничему хорошему, поскольку положительные герои и антагонисты зачастую пользуются одинаковыми методами для решения проблем. Вживленный в происходящее юмор делает многие фильмы нежелательными для просмотра детьми (хотя, конечно, он интересен определенной группе зрителей). Несмотря на огромное количество красивых сцен и достойных Голливуда спецэффектов, желание пересмотреть фильм еще раз возникает не у многих.

Советское кино учит людей добру, взаимопониманию и принесению пользы окружающей социальной среде. Конечно, современный зритель может назвать главных героев слишком идеальными для современности – но разве не к этому нужно стремиться? Если при отождествлении с реальностью советского кино зритель поддается легкому, доброму веселью с ноткой ностальгической грусти, то при отождествлении жизни с современными фильмами он же испытывает легкий страх.

Отечественный кинематограф – это своеобразная лакмусовая бумажка, демонстрирующая всем желающим нормы повседневной жизни граждан государства-производителя кинокартин. «Приключения Шурика», «Семнадцать мгновений весны», «Кавказская пленница», «Иван Васильевич меняет профессию» — все эти фильмы описывали если не быт, то стремления и мечты жителей СССР. Что, если «Самый лучший фильм» и прочие откровенно неудачные российские картины последних лет выпуска олицетворяют быт и стремления поколения девяностых? Не лучше ли нам оглянуться назад? Что станет с нашими детьми, внуками и правнуками, если через двадцать-тридцать лет классикой жанра станут злые комедии, и если ни один фильм не сможет обойтись без шуток ниже пояса для того, чтобы стать востребованным? Время покажет. А пока – кинематограф, который был признан лучшим в мире, продолжает снимать пачки картин, вызывающих лишь смех сквозь слезы.

Советские фильмы онлайн: http://www.советские.рф

Похожие записи