Говорят, что у Наполеона был уникальный мозг – он мог думать одновременно о нескольких вещах, не связанных друг с другом. Но на то он и великий Наполеон. А как обстоят дела у обычных людей?
Далеко не так феерично. Обычный человеческий мозг не может сочувствовать и анализировать в одно и то же время, пишут авторы нового исследования из Case Western Reserve University, Кливленд, штат Огайо, в статье, опубликованной в журнале Neuroimage.
Авторы считают, что их открытие поможет понять, почему некоторые бизнесмены рассматривают публичные отношения только с финансовой точки зрения, а так же прольет свет на некоторые проблемы в изучении аутизма, шизофрении и СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперреактивности у детей).
Так вот, автор исследования Энтони Джек считает, что способности к сопереживанию и анализу являются в некоторой степени взаимоисключающими. Если мы отдыхаем или не заняты чем-то важным, наш мозг постоянно переключается между двумя «режимами», но как только мы ставим перед собой конкретную цель, включается одна из двух нервных цепочек, отвечающая либо за анализ, либо за эмпатию, в то время как работа другой угнетается.
В ходе исследования здоровым добровольцам предлагалось просмотреть 20 печатных и 20 видеосюжетов, заставляющих задуматься о человеческих чувствах и столько же сюжетов, касающихся физических знаний. По результатам же было выявлено, что во время просмотра «социального» видео и текста, активировались «чувственные» и угнетались «аналитические» нервные цепочки, в случае просмотра информации физической тематики, все происходило наоборот. Однако во время отдыха активность распределялась равномерно между обоими путями.
«Это говорит нам о том, что строение мозга взрослого человека имеет физиологический ограничитель для познания» – делает концептуальный вывод Энтони Джек.