Мотивы средневекового романского зодчества легли в основу композиции костела Святой Лурдской Девы Марии, построенного по проекту архитекторов Л. Н. Бенуа и М. М. Перетятковича в 1908—1909 годах для французского посольства в Ковенском переулке. Подчеркнуто асимметрично решен главный фасад здания. Его своеобразной доминантой предстает угловая башняколокольня с граненым куполом; к ней сбоку примыкает высокая, почти глухая стена с редкими окнами, завершаемая щипцовым фронтоном. В центре фасад прорезает арка портала. Облицовка грубо околотым гранитом придает зданию аскетическую суровость.
Главный зал костела также отличает предельная простота оформления. Перекрытый широким сводом, он декорирован только готическими колоннами. Конец XIX начало XX века ознаменовались большими переменами в застройке Петербурга. На Невском проспекте, Большой Морской и Большой Конюшенной улицах, соседних магистралях в основном сложился район «петербургского сити» со зданиями банков, финансовых компаний и торговых учреждений. Развернулось строительство крупных жилых комплексов с целесообразно организованной внутриквартальной средой. В то же время на Большой и Малой Охте, на Васильевском острове, на Выборгской и Петербургской сторонах (территория нынешнего Выборгского района Петербурга), за Нарвской заставой быстро возводились заводы и фабрики, верфи и портовые сооружения.
Многочисленные заводские трубы и коллекторы все более начинали загрязнять окружающую среду. В этих условиях градообразующая роль церковных сооружений не только не уменьшилась, но еще более возросла — аналогично Зимнему дворцу в Петербурге. Поднявшиеся в петербургское небо купола и колокольни, шатровые башни и луковичные главы словно одухотворили панораму новой городской застройки, сгладили контраст между архитектурой столицы и зодчеством провинциальных городов России.
По мере своего роста Петербург становился все более многоликим и разноплановым, территория города расширялась и давно уже не ограничивалась берегами реки Фонтанки. В начале XX столетия усилилось использование в архитектуре декоративных приемов, заимствованных из исторических стилей, диапазон которых включал наследие не только Запада, но и Востока. Это прежде всего было связано со строительством культовых сооружений для новых религиозных общин, образовавшихся в Петербурге в конце XIX века.