С 1 апреля 2014 года в России законную юридическую силу обретет законопроект, согласно которому автобусы и грузовые автомобили, совершающие коммерческие перевозки, должны будут установить на панели приборов тахографы новой модели.
Как пояснили в московской компании «Легисперити», оказывающей юридические услуги крупным транспортным компаниям – «Тахограф представляет собой средство технического контроля, которое устанавливается на борту автомобиля для того, чтобы непрерывно фиксировать скорость, маршрут, режимы движения транспортного средства, а также график работы и отдыха водителей и членов экипажа».
Существует Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные перевозки (ЕСТР), согласно которому абсолютно все автобусы, совершающие междугородные рейсы, должны быть оснащены тахографами. Не относится это к спецтранспорту, то есть пожарные машины, подъемники с рабочими платформами и автокранами, автоэвакуаторы, автомобили скорой помощи, машины, предназначенные для уборки улиц и автолавки могут продолжать выполнять свою работу, не имея данного устройства на приборной панели. Кроме того, тахограф нет необходимости устанавливать на автомобили, которые принадлежат военной автоинспекции, службам исполнительной власти, органам госнадзора за техническим состоянием самоходных машин, а также на автомобили, которые используются в оперативно-розыскной деятельности. Разумеется, данный законопроект не распространяется на муниципальный внутригородской транспорт и на автобусы, осуществляющие пригородные маршруты.
До 1 апреля 2014 года необходимость устанавливать тахограф была актуальна для грузовых машин, чья масса составляет до 15 тонн. Теперь к транспортным средствам, которые обязаны иметь на бортовой панели данные технические контроллеры, относятся грузовые автомобили, которые перевозят опасный груз. Важно учитывать, что тахографы должны быть последнего поколения, то есть со средствами криптографической защитой информации (СКЗИ), или это могут быть модели системы навигационной связи ГЛОНАСС. Впрочем, для тех водителей и владельцев автоперевозочных компаний, уже установивших тахограф старого образца, есть хорошая новость: они вправе использовать предыдущую модель тахографа до начала 2018 года. Безусловно, главным остается наличие соответствия данной модели тахографа с нормами, актуальными в странах Евросоюза.
Министерство транспорта сообщает, что оборудование транспортных средств тахографами будет происходить поэтапно. С 1 сентября текущего года данное нововведение обязательно для грузовых авто с массой от 12 тонн, которые не занимаются транспортировкой опасных грузов; с 1 июля 2014 года — для транспорта весом более 15 тонн, а с 1 апреля 2015 года тахографы должны быть непременно установлены в грузовые машины массой от 3, 5 до 12 тонн.
Официальное заявление о необходимости введения тахографов сделал генеральный директор Агентства автомобильного транспорта (Росавтотранс) Сергей Сухарев. По его мнению, данное нововведение позволит эффективнее регулировать страховые случаи, которые участились в последнее время. 18 февраля 2014 года произошло первое заседание рабочей группы Российского союза автостраховщиков и Росавтотранса, во время которой были определены первые шаги по реализации программы законопроекта.
В компании «Легисперити» нам была предоставлена юридическая консультация, в ходе которой мы уяснили следующее: «На документ повлияли поправки в Закон об ОСАГО, которые планируется ввести в ближайшее время. Речь о «безлимитном» (до 400 тысяч рублей) Европротоколе в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Санкт-Петербургской областях. В остальных регионах максимальный размер выплат составит до 50 тысяч рублей».
Страховые компании опасаются мошенничества, и поскольку оформление ДТП согласно Европротоколу возможно лишь при наличии фото- и видео фиксации. Поэтому в данный момент Российский союз автостраховщиков анализирует возможности использования современного оборудования для навигации ГЛОНАСС, а также занимается составлением требований к условиям передачи информации, алгоритму связи, и техническим параметрам оборудования. Кроме того, адвокаты так же активно выступают в поддержку необходимости оборудования грузовых машин тахографами.
Президент Росавтостраха Павел Бунин отмечает, что кроме тахографов со средствами криптографической защиты информации использоваться будут и навигационные спутниковые технологии ГЛОНАСС. На данный момент это два основных пути развития механизма технического контроля. Важно, что полученная информация будет недоступна для последующей коррекции или удаления, и ее достоверность будет стопроцентной. Поэтому при рассмотрении аварийных происшествий невозможно будет исказить факты, чтобы получить выплату от страховой компании. Разработчики законопроекта уверены, что с государственным учетом всех транспортных средств, оборудованных тахографами, решение вопроса страхования и рассмотрения произошедшей автомобильной аварии будет происходить эффективно и действительно прозрачным образом.