Согласно новым исследованиям, непревзойденный художественный талант Леонардо да Винчи объясняется расстройством зрения.
Анализ работ маслом, скульптур и рисунков показал, что гений эпохи Возрождения, возможно, страдал косоглазием. При этом состоянии глаза не выравниваются должным образом. Художник, как считается, страдал экзотропией, или расходящимся косоглазием, от которого один или два глаза выворачиваются наружу. Поскольку глаза у него фокусировались по-разному, мозг не умел использовать оба глаза, чтобы сосредоточиться на объекте. Эта стереослепота была преимуществом да Винчи.
И Леонардо да Винчи не одинок в своей проблеме с глазами. Многие известные художники, включая Пикассо, Рембрандта, Дюрера и Дега, также страдали косоглазием.
Специалисты из Лондонского городского университета считают, что косоглазие помогало ему переносить трехмерные сцены на плоский холст.
Визуальный нейробиолог, профессор Кристофер Тайлер тщательно изучил все изображения самого художника, когда увидел эту особенность. По его словам, трудно сказать, какой глаз повлиял на картины, но это состояние было особенно полезно для геометрической корректности всей нарисованной сцены.
Сделать открытие было сложно, так как по сравнению с другими живописцами с косоглазием, портретов да Винчи осталось не так много. Насчитывается только двадцать его картин, из которых очень немногие – настоящие автопортреты. Тайлер использовал в работе еще и скульптуру Давида в качестве портрета мастера. Он считает, что ее можно считать автопортретом, так как сам да Винчи говорил, что работы художников отражают их внешний вид. Однажды он написал: «Душа ведет руку художника и заставляет его воспроизводить себя, поскольку душе кажется, что это лучший способ представить человека».
Профессор Тайлер посчитал поэтому, что любой портрет да Винчи может в какой-то мере передавать его собственную внешность. Он проанализировал шесть произведений искусства – две скульптуры и два рисунка, для создания которых да Винчи мог быть моделью.
В итоге, он решил, что у художника была экзотропия. Благодаря ей он мог переключаться на монокулярное зрение, которое помогало изображать трехмерные аспекты лиц и объектов мира и отдаленную глубину горных сцен.